Витражом в истории искусства описываются в целом картины из стекла, выполненные в разных техниках. За все время существования техника развилась от несложных технических приёмов до изысканных произведений монументально-декоративного искусства.
Ряд вопросов по созданию и появлению цветного стекла до сих пор остаются не закрытыми или просто даются вариативно. Но эллинистический Египет и Сирия (обе страны являются родиной стеклоделия) в IV—III в. до н. э. использовали уже некоторое подобие витража, технологически они были «накладными», тк кусочки разноцветного стекла как мозаику накладывали на бесцветное.
НА ФОТО: СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА В БОВЕ
Так или иначе витраж существовал и развивался далее в Византии. Как и многие другие искусства своему развитию техника обязана религии. Ну а своего расцвета и полной мощи витраж достигает уже в эпоху готики.
Наиболее искусные образцы витража достались нам именно от мастеров этого периода.
Есть множество информации о технике и технологии производства различных витражей, о взаимном влиянии на архитектуру и культуру разных времен.
Однако меня наиболее привлекает исследование влияния цветного стекла на человека и его внутренние процессы.
Свет витражей отождествляется со светом христианского знания, с божественным необъяснимым и не телесным.
Для этого были вполне понятные причины: на стеклах изображены картины Писания, лики святых и абсолютно волшебная игра света создавали нужную атмосферу.
Интересно, что в 14 веке научились применять серебряную потраву при обработке стекла, было создано даже учение, будто бы свет, идущий сквозь церковные окна, способен очищать души и делать их ближе к божественному.
Мышление средневекового гражданина и без того тяготело к мистике, таким образом воспринимался мир и попытки его объяснить.
Тем временем архитекторы и художники, конечно, в первую очередь решали задачи, которые перед ними открывались, вместе с изменениями, происходящими в храмовых сооружениях.
И все таки прошло 5 веков, изменились люди, мышление, наука, тем не менее, сияние витража до сих пор имеет необъяснимое влияние на зрителя.
Невозможно пройти мимо и не восхититься цветными бликами, даже если абсолютно не религиозен.
Думаю, когда-нибудь обязательно сделаю проект-исследование на эту тему, а пока продолжаю завороженно смотреть.